Аннотация.
«Адаптированная образовательная программа для детей с фонетико-фонематическими нарушениями и тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня) с 5 до 7 лет» является программным документом для МБДОУ №233 «Детский сад комбинированного вида». Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Данная программа разработана на основе следующих коррекционных программ:
- Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада (авторы – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Программа обучения и воспитания детей с ОНР – 3 уровня в старшей группе детского сада (авторы – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Программа коррекционного обучения детей с ФФНР в подготовительной группе детского сада (авторы – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Программа обучения и воспитания детей с ОНР – 3 уровня в подготовительной группе детского сада (авторы – Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- Программа коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной логопедических группах детского сада (автор – Нищева Н.В.)
Целью данной программы является построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями и тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи III уровня) с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
- помочь специалистам дошкольного образования в психолого-педагогическом изучении ребенка с речевыми расстройствами, способствовать обогащению его общего развития, осуществлению коррекции психофизического развития, подготовит ребенка к обучению к школе.
Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в содержательном разделе программы, возможно лишь в условиях комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (логопеда, психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольного учреждения, а также участия родителей в реализации единых требований к работе с детьми. Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на администрацию дошкольного учреждения (заведующего, старшего воспитателя), психолого-педагогический консилиум.
Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи осуществляется на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
По заключению ПМПК в группы компенсирующей направленности с нарушениями речи зачисляются дети с 5 лет в старшую логопедическую группу с общим недоразвитием речи III уровня, со сроком коррекции два года. Дети с фонетико-фонематическим нарушением зачисляются с 5 или 6 лет, на один год в старшую или подготовительную группу.
|